МБОУ Зайцевореченская ОСШ
с.п. Зайцева Речка, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Функциональная грамотность

    Финансовая грамотность

    В рамках реализации национального проекта «Образование» Минпросвещения России осуществляет мероприятия, направленные на повышение качества общего образования посредством формирования функциональной грамотности обучающихся.

    Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

    Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов способствует обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

    Банк заданий

    Для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    1. Читательская грамотность.                                        2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность                            4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление                                               6. Глобальные компетенции

    Институт стратегии развития образования

     http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

     https://fg.resh.edu.ru/

    ФИПИ 

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Тренировочное тестирование

    Московский центр качества образования

     https://demo.mcko.ru/test/ 

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    Нормативные документы по формированию функциональной грамотности обучающихся

    Федеральный уровень

    Типовой комплект методических документов

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176_04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26 января 2021 г. № ТВ-94.04 «Об электронном банке тренировочных заданий»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо ФГАУ ФИЦТО 03-677-2021

    Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Электронный банк заданий. Руководство пользователя. Российская электронная школа

    Электронный банк учебных заданий. Руководство пользователя. Просвещение

    Письмо ФГАУ "ФИЦТО" от 26.11.2021 № 3227 "О направлении информации"

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

    Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации"

    Региональный уровень

    Приказ Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 10-П-1857 от 06.09.2022 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022-2023 учебный год»

    Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-583 от 11.04.2022 «Об организации стажировочных площадок на базе образовательных организаций ХМАО-Югры, имеющих положительный опыт по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, в 2021-2022 учебном году»

    Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-1188 от 16.06.2022 «О признании образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры стажировочными площадками по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

    Отчет по организационно-методическому сопровождению деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся за 1 квартал 2022 г.

    Информационно-аналитический отчет о реализации регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 22.04.2022 № 217-о «Об информационно и организационно-методическом сопровождении деятельности по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2022 году»

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.02.2022 № 413 "О направлении "Руководство пользователя банка учебных заданий по функциональной грамотности"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 31.01.2022 № 222 "Об организации внедрения в образовательную деятельность банка заданий для оценки функциональной грамотности"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 31.01.2022 №43-о «Об организационном и информационно-консультационном сопровождении проведения конкурса «Лучшие педагогические практики системы оценки качества образования образовательной организации» в 2022 году»

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2-21 № 10-П-1814 "О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 № 2785 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 № 2784 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 11.10.2021 № 2783 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 30.09.2021 № 2689 "О заполнении баз данных"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 21.09.2021 № 2557 "О заполнении данных"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 29.09.2021 № 321-о "О внесении изменений в приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 17.09.2021 № 288-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.11.2021 № 400-о "О внесении изменений в приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 29.09.2021 № 321-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

    Письмо автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 15.11.2021 № 3095 "Об использовании в учебном процессе банка заданий для оценки ествественнонаучной грамотности"

    Приказ автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" от 17.09.2021 № 288-о "Об обеспечении интеграции в системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"   от 17.09.2021 № 2544

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2021 № 10-П-1233 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры"

    Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2021 № 10-П-1244 "Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год"

    Школьный уровень

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie